Огромное спасибо и низкий поклон всем сотрудникам Православной мастерской
«Воздвижение»!

Летом заказали крест.  Результатом остались очень довольны. Крест был выполнен
точно в срок. Отдельные слова благодарности молодому человеку, который
устанавливал крест (извините, что не указала имени). Мастер прибыл на место
точно в указанное время, четко и быстро установил крест, помог убрать лишнее и
установить табличку. Дай Бог, вам здоровья и спасибо за ваш труд.

Тихонова Лидия Михайловна


Крест, купленный и установленный в июле 2014 года. Слава Богу, крест сохраняет свой первоначальный вид. Низкий поклон и благодарность Андрею, Татьяне Ивановне и всем тем, кто работал над созданием этого креста. Храни Вас Господь!

Крест

Лариса Лебешева

+7 (929) 659-51-93
+7 (916) 416-51-93
moskva-original.ru@mail.ru


Храм Екатерины Великомученицы

Москва, Б.Ордынка, д.60/2
м.Добрынинская,
м.Третьяковская

Сени намогильные


Заказать звонок



  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ, ДРЕВНЕРУССКИЙ
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ «ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА»
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ №6
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ №16
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ С РИЗОЙ №17


Крест из эмалей различного цвета

Спас Нерукотворный с символами евангелистов - это четырёхконечный нательный крестик, имеющий греческие пропорции, подвижное оглавие и выполнение его сохраняет технику выемчатой разноцветной горячей эмали. Форма этого креста имеет свою индивидуальную особенность. Балки похожи на очертание крыла ангельского существа и символизируют этим самым образы четырёх евангелистов. 

 

крест Спас Нерукотворный с символами евангелистов

 

На лицевой стороне креста в самом центре видно изображение Иисуса Христа, на крестовых балках – символика евангелистов, которая была популярна и встречалась очень часто как на изделиях византийского происхождения, так и в Древней Руси.


Очень сильно популярен подобный сюжет был в искусстве Европы в период Средних веков. Помимо изображения на крестах, он использовался в оформлении и других предметов церковной утвари. 

 

В книге пророка Иезекииля и Откровения Иоанна Богослова можно найти описания четырёх фантастических крылатых существ, похожих на льва, тельца, человека и орла, которые окружают престол Господа Нашего. Иезекииль соединял их в один образ с четырьмя ликами, который назвал тетраморфом. Христианские традиции связывают его с четырьмя Евангелиями и 4-мя евангелистами, так как число, которое они составляли было 4. Этот момент христианские богословы связывали и связывают с тем, что христианское учение – вселенское, и охватывает все четыре стороны света. Так, святой Ириней Лионский ещё во втором столетии подчёркивал, что не может быть Евангелия меньше или больше четырёх. Потому что самим своим существованием они подчёркивают, что человечество живёт в мире, который имеет 4 стороны. А поскольку христианская Церковь распространена по всей земле, является основой христианского учения, то и столпов она должна иметь четыре. 

 

Крест из эмалей Спас Нерукотворный

 

Этот крест можно ещё сравнить с моделью мира, который создал и упорядочил Господь. С числом 4 в христианском учении ассоциируется ещё и стихии: лев, орёл, человек и телец – это образы огня, воды, воздуха и земли. Эти символы отходят от центральной части креста и образуют четыре его балки, которые символизируют Новый мир Христа, пронизанный энергией Бога. 

 

Блаженный Иероним ещё в четвёртом столетии соотнёс каждый символ к определённому евангелисту. Так, человек, лев, телец и орёл являются образами Матфея, Марка, Луки и Иоанна. У старообрядцев: орёл олицетворял Марка, а лев – Иоанна. В древней церковной практике допускалось и другое распределение между символами и образами евангелистов. 

 

Некоторые богословы образ тетраморфа трактовали ещё и по-другому. Так, Ефрем Сирин (четвёртое столетие) и Григорий Великий (шестое столетие) утверждали, что его можно считать олицетворением самого Иисуса Христа, только в разные периоды. При рождении – он человек, в смертный час – жертвенный телец, в момент воскресения – лев, а при вознесении – орёл. 

 

Герман Константинопольский (восьмое столетие) утверждал, что эти четыре символические создания олицетворяют различные виды деятельности Спасителя: лев – это символ его силы и царственной власти, телец – священнический сан, человек – показывает приход Иисуса Христа на Землю в облике человеческом, орёл – это указание на дар, пришедший через Святого Духа. 

 

серебряный крестик Спас Нерукотворный с символами евангелистов с обратной стороны

 

С обратной стороны изделия в его центральной части видно изображение круга, четырёхконечного креста и надпись НИКА, которая гласит о том, что победа будет за Иисусом Христом. 

 

На конце каждой балки нарисованы маленькие круги, в которых виден аналогичный крест. Орнамент строго геометричен и является изобразительной аналогией антиномичного вербального описания Небесного Иерусалима, которое когда-то очень давно дал Иоанн Богослов. Подобное противоречие используют в богословии и церковных догматах. Православный богослов В. Н. Лосский говорил, что человеческий ум должен однажды прийти к Богу и соединиться с Ним в большей или меньшей степени. Вид церковного искусства является тоже богословием, но только передаёт своё содержание через образы, формы и краски. А закон антиномии используется для того, чтобы развить ум человеческий до такой степени, когда он мог бы возвыситься от дольнего к горнему.

Друзья, поделитесь новостью в социальных сетях, заказывайте у нас не только ювелирные изделия из золота и серебра, но и деревянные поклонные, намогильные кресты с резьбой изготовленные нашими мастерами - краснодеревщиками.