Огромное спасибо и низкий поклон всем сотрудникам Православной мастерской
«Воздвижение»!
Летом заказали крест. Результатом остались очень довольны. Крест был выполнен
точно в срок. Отдельные слова благодарности молодому человеку, который
устанавливал крест (извините, что не указала имени). Мастер прибыл на место
точно в указанное время, четко и быстро установил крест, помог убрать лишнее и
установить табличку. Дай Бог, вам здоровья и спасибо за ваш труд.
Тихонова Лидия Михайловна
Это маленький ювелирный крестик, имеющий подвижное бочкообразное оглавие и относится к типу, характерному для изделий десятого-одиннадцатого столетий, которые были распространены в то время на Балканах. Главным отличием такого креста является наличие в его центре круга, от которого в разные стороны уходят расширяющиеся балки, на концах которых имеются четыре маленьких круга. Всё пространство балок украшено узором, составляющим в свою очередь, ещё ряд маленьких кружочков, которые называют «циркулярным орнаментом» и встречаются на древних крестах Ближнего Востока (пятое – шестое столетие). Подобный узор орнамента был известен ещё в древние времена, выражает идею света и является солярным символом. Один из самых простых его вариантов – это изображение круга с точкой в центральной части. В настоящее время – это распространённый знак солнца.
Символика света на древнем христианском кресте вполне закономерна. Ещё святой Климент Александрийский обряд крещения называет освещением, так как именно через него происходит созерцание святого и спасительного света, исходящего от Бога. В связи с этим не случаен и цвет одежды, который обязателен был во время обряда Крещения, потому что этот праздник Господень Православная Церковь именует «днём света».
В пятом столетии на крестах появились слова, написанные на греческом языке и означающие в переводе «Свет и Жизнь». Идея Божьего света является одной из главных в богословии христианства. Эту тему поднимали многие известные в истории церкви люди. Все они подчёркивали, что Бог есть светом жизни для каждого человека и в Нём нет темноты. Он прост, несложен, равночестен. А его энергия изменяет и преображает человека. Если бы его не было, то человек всю свою жизнь проводил бы в духовной тьме. Также они подчёркивают значимость Святой Троицы и утверждают, что каждый из них является источником света: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. Искусство Церкви всегда стремилось передать богословскую идею Божественного света и для этого применялось множество различных художественных приёмов. Так, например, является уникальным иконописный приём, когда на некоторых иконах двенадцатого-тринадцатого столетий (они сейчас находятся в Синайском монастыре и Афоне) имеется золотой фон, который изображает льющийся Божественный свет. Подобный приём иконописи есть прямая аналогия выражения его при помощи графики (концентрические круги на древних крестах).
Данное изделие отличается от креста десятого-одиннадцатого столетия тем, что выполняется оно при помощи техники горячей разноцветной эмали. Этот метод влияет на усиление художественных качеств крестика и cтавит своей целью донести до человечества идею света, исходящего от Бога, который в церковной иконографии изображается в виде шара. Центр полусфер, находящихся на нашем ювелирном крестике отмечаются и обязательно соблюдаются пропорции греческих мастеров. Это подчёркивает христианский смысл данного символизма. Концентрические круги на полусферах всегда разноцветные, а от самих крестиков отходят крестообразные радиальные лучи, которые дублируют форму и усиливают символику. На поле каждой расширяющейся балки видно изображение маленьких кружочков с точкой в центре. Вид радиальных лучей и расширяющихся балок представляет процесс распространения света в самой плоскости креста, а вот изображение концентрических окружностей направляют свет прямо на зрителя.
От этого круга отходят расширяющиеся балки, украшенные орнаментированными лучами и цветными кружочками с точкой в его центральной части. В маленьких кругах на конце балок начертана аббревиатура Ф.Х.Ф.П., смысл которой гласит, «Свет Христа просвещает всех», взятая из текста Евангелия. Подобный вид криптограммы встречается на греческом кресте семнадцатого столетия, на иконе – изображение на омофорах святителей.
Данное изделие это модель четверочастного мира, который весь пронизан Божьми светом. Любая из четырёх частей является центром, который в свою очередь передаёт это сияние каждому человеку. Подобный вид ставрографии является напоминанием для всех людей о том, что главное предназначение человека – обожение его природы, а через неё и преобразование всего мира. Святой Григорий Палама рассказывал людям о том, что познать самого Бога они могут не по Его сути, а по той энергии, исходящей от Божественного Света, который Сам Господь Бог явил своим ученикам на горе Фавор.
Те, кто не принял Бога в себя, не сможет познать и этого света, а всю жизнь проведёт в духовной тьме. Так, святой Симеон отмечал, что сей закон касается абсолютно всех: простых мирян, монахов, архиереев, иереев, начальников, подначальников и даже царей и патриархов. А дверью, которая единственная может вывести человечество из этой тьмы, есть процесс покаяния, ибо без него человек не может продвигаться по пути своего духовного развития. А тот человек, который не желает покаяться, как говорил преподобный Симеон, является рабом греха и тем самым испытывает ненависть к Божьему свету, боясь, что благодаря ему обнаружатся все его дела.