Огромное спасибо и низкий поклон всем сотрудникам Православной мастерской
«Воздвижение»!

Летом заказали крест.  Результатом остались очень довольны. Крест был выполнен
точно в срок. Отдельные слова благодарности молодому человеку, который
устанавливал крест (извините, что не указала имени). Мастер прибыл на место
точно в указанное время, четко и быстро установил крест, помог убрать лишнее и
установить табличку. Дай Бог, вам здоровья и спасибо за ваш труд.

Тихонова Лидия Михайловна


Крест, купленный и установленный в июле 2014 года. Слава Богу, крест сохраняет свой первоначальный вид. Низкий поклон и благодарность Андрею, Татьяне Ивановне и всем тем, кто работал над созданием этого креста. Храни Вас Господь!

Крест

Лариса Лебешева

+7 (926) 573-17-48
+7 (916) 416-51-93


Храм Екатерины Великомученицы

Москва, Б.Ордынка, д.60/2
м.Добрынинская,
м.Третьяковская


Заказать звонок



  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ, ДРЕВНЕРУССКИЙ
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ «ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА»
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ №6
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ №16
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ С РИЗОЙ №17


СВЕТОМ, КАК РИЗОЮ, ТЫ ОДЕВАЕШЬСЯ…

Ри́за, или окла́д (греч. επένδυση) – нарядное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов, обычно лика и рук, – с давних пор является самобытным видом русского декоративно-прикладного искусства.

 

ризы для икон

 

Драгоценные оклады издавна стали традиционными для православной иконы, а также для ряда католических, в основном, имеющих Византийское происхождение. В русском декоративно-прикладном искусстве их создание выделилось в особую ветвь одухотворенного народного творчества. 

Сверкающая риза на иконе символизирует исходящий от нее благодатный  невещественный свет. Как воспел псалмопевец и пророк Давид: «Ты одеваешься светом, как ризою…» (псалом 103). Седьмой Вселенский собор, утвердивший восстановление почитания святых икон, отметил, что материалом древнего Ковчега Завета и православной иконы служит дерево. Поэтому, как Ковчег Завета был обложен золотом («Обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец…»  (Исх.25:11)), так и почитаемые иконы следует любовно украшать драгоценными окладами.

Убранство иконы в древних письменных источниках носило названия «крута», «иконное кование», «кузнь у икон». Современное слово «оклад» появилось только в XVI веке. К этому же периоду истории относится и церковнославянское слово «риза» (одеяние). Искусный оклад никогда не воспринимался как нечто отдельное от иконы – она всегда была «образ окладной». Если оригинальный оклад был снят и заменён ризой с другой иконы, это называлось – «оклад в подборе».

Ранние оклады закрывали обычно лишь фоновую часть иконы. С XIV века известен простейший вид традиционного оклада: басменный. Басма – это тонкие металлические листы, с выбитыми на них по матрице узорами. Такой тип оклада, более простой, широко распространился в первой половине XVII века с развитием искусства иконного промысла.

Традиционно на иконах, предназначенных под оклад, всегда тщательно прописывалась одежда, фон и надписи. Поэтому и сегодня, даже оставшись без окладов, они превосходно выглядят. Подобная тщательность служит свидетельством того, что ризы для икон, покрывающие красочные одежды святых, понимались как символическое изображение спасения души, сияющей чистотою одеяния (серебро) и божественной благодати (золото). 

Украшение окладов икон самоцветными камнями, жемчугом и цветными эмалями, как евангельским «многоценным бисером», является символом богатства души, украшенной множеством духовных дарований. Цель создания драгоценных окладов – образное изображение небесного райского Света, в котором пребывают святые. Пышный растительный орнамент, выполненный басмой, как образ вечного цветения и жизни, символизирует животворную силу Божественного Света.

Оклад, покрывающий всю икону, кроме ликов, происходит от древних (в частности, сборных) рельефных икон, целиком выполненных из драгоценного металла. Оклады первоначально появились на мелких резных и лишь позднее – на больших храмовых иконах. Древнейшие из известных в России: чеканные серебряные оклады XII века на иконе святых апостолов Петра и Павла, Спасе «Златая риза», на иконе Богоматери Одигитрия, хранящихся в Софийском соборе Великого Новгорода.

С особой любовью и мастерством украшали русские мастера иконы Пресвятой Богородицы. На Руси один из первых драгоценных окладов был выполнен для иконы Владимирской Божией Матери по заказу Великого князя Андрея Боголюбского. Летопись гласит, что на его изготовление ушло около пяти килограмм золота, не считая серебра.

В древности заказать для иконы оклад, на который уходили пуды золота, могли лишь представители высших слоев общества: князья, бояре, цари. Известно подробное описание несохранившегося оклада XVII века для Донской иконы Богородицы, которое в Переписной книге Благовещенского собора Москвы за 1680 год занимает целых несколько листов.

К XVII веку всё чаще встречаются оклады, которые закрывают всё живописное пространство иконы, оставляя свободными только лики. Со временем такие сплошные оклады получают широкое распространение. На смену строгим басменным работам Древней Руси пришли пышные чеканные оклады в стиле барокко. 

Чеканный оклад изготавливался следующим образом. На гладком листе серебра мастер создавал орнаментальную раму, где подробно прорабатывал фигуры и одежды святых, повторял сложную композицию – пейзаж, архитектуру и прочие детали. Надписи на иконе искусно обрамлялись причудливыми барочными завитками. Порой чеканные оклады по своей выразительности могли соперничать с лучшими произведениями скульптуры того времени. Барочные элементы в окладе икон сохранялись долго, вплоть до конца XIX века, при этом обилие деталей служило зримым символом богатства заказчика.

19 января 1722 года Пётр I издал указ: «Отныне впредь во всех Российского государства церквах привесов к образам, то есть златых и серебряных монет, и копеек, и всякой кузни, и прочего приносимого, не привешивать». Это распоряжение вызвало глухое недовольство клириков и мирян, однако различные приношения с церковных икон были сняты.

Впрочем, традиция украшения русскими монархами окладов почитаемых икон сохранилась и позднее. В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной. По образу Государей древних, продолжали жертвовать крупные денежные суммы на драгоценные ризы для икон и другие Правители Державы Российской.

В начале XX века традиция изготовления риз и обкладывания ими икон начала приходить в упадок. Ризы изготавливались золотые и серебряные, из меди и латуни, даже из белой жести и просто из металла; шитые бисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитьё»); украшенные эмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями. С обратной стороны чтимые иконы обивались красным или малиновым бархатом.

Со временем, наряду с богатыми и искусными, все больше появляется простых и дешевых окладов. По мере внедрения в ювелирное дело механизации, в искусстве украшения иконы все менее заметна рука мастера. Вальцовка и штамповка придают массовым окладам обезличенный вид. 

В XIX веке большинство окладов изготавливалось из тонких листов серебра – отсюда их жаргонное название «фольгушка». По тонкому металлу штамповался рисунок (узорная рама, орнаментальный фон). Одежда и венцы гравировались вручную, чаще же они были накладными и припаивались к основному полю. Иногда серебряный оклад покрывали позолотой. 

Более ценными считались литые оклады с тщательной проработкой деталей путём чеканки. Одновременно в окладах начинает ярко проявляться господствующий стиль классицизма: упорядоченность узоров, их стройное распределение на раме, фоне, венце, симметричные гирлянды. В этот период истории оклады становятся все менее и менее рельефными. Хотя для последней трети XIX века, периода историзма, характерно обращение к старинным древнерусским образцам.

Проще становится и иконная живопись. В конце XIX – начале XX веков, на домовых иконах массового ремесленного изготовления встречается уже безыскусное написание под оклад лишь видимых частей ликов и рук, без живописной проработки фона, одежды и прочих деталей. Отсюда и название подобного рода продукции: «подокладная» икона, «подокладница»,  «подфолежная» икона).

Специалисты отмечают и факт существования так называемых адописных икон – со скрытыми кощунственными изображениями. К примеру: под окладом или верхним красочным слоем изображался чёрт, либо к лику святого приписывались рога… Создавали их всякого рода сектанты и еретики, маскирующиеся под православных. Такого рода потаенные «иконы» упоминаются еще в древнем житии святого Василия Блаженного, но особое распространение они получили в XIX веке в крестьянской среде.

Крепили оклады к поверхности иконы обычно гвоздями, которые пробивали живопись и левкас. Эти следы можно увидеть на многих древних иконах. Оклады, изготовленные из цельного листа металла, как правило, имели специальные бортики, прилегавшие к боковым сторонам иконной доски, к которой они и прибивались. Гвозди различной величины делали из сплавов меди или серебра. В XIX веке дешевые оклады стали крепить железными гвоздями, иногда используя их и при починке старых окладов. Для поддержания выпуклой формы венцов вокруг ликов пространство между доской и металлом заливали воском.

Красота древних икон во всей ее полноте долгое время оставалась скрытой от людских взоров не только из-за потемнения иконописных ликов, но и благодаря традиции украшать иконы различными окладами. И чем более древней и почитаемой была икона, тем труднее становилось ее разглядеть. Такова оказалась судьба многих выдающих произведений церковного искусства,  которые сегодня украшают лучшие музеи и храмы России. 

На протяжении XVIII – XIX веков просвещенное русское общество почти не воспринимало православные иконы как действительно значимые произведения отечественного изобразительного искусства и относилось к ним исключительно как к объекту религиозного культа. Лишь в начале XX века, когда древние иконы под почерневшей олифой начали понемногу расчищать, случился подлинный культурный прорыв. Тяготеющая к искусству публика была так ошеломлена впечатлением от красоты этих уникальных произведений, что древняя русская иконопись наконец заняла то достойное место в истории  русской культуры, которое она занимает и поныне.

Продолжая лучшие традиции иконных дел мастеров древности, мастерская «Воздвижение» изготавливает на заказ уникальные образцы православных икон: как писанные на доске, так и резные, из дерева.  По желанию заказчика, иконы украшаются различными видами окладов – и  простых, из металла, и ценных, с ювелирными украшениями. В качестве самоцветов мастера «Воздвижения» используют в основном кристаллы всемирно известной фирмы «Сваровски» (Swarovski). Кристаллы изготавливаются по уникальной запатентованной технологии и почти на протяжении века являют собой образец изящества и красоты. Эта продукция традиционно отличается широким ассортиментом и высоким качеством. Немаловажен и тот факт, что фирма «Сваровски» дает реальную гарантию на свои изделия. Православные иконы, созданные мастерами «Воздвижения», с ценными окладами и самоцветными кристаллами «Сваровски», способны удовлетворить самый взыскательный вкус ценителей русской иконописи. Эти изделия украсят собою не только храмы и монастыри, но станут подлинной жемчужиной домашнего иконостаса.