Огромное спасибо и низкий поклон всем сотрудникам Православной мастерской
«Воздвижение»!

Летом заказали крест.  Результатом остались очень довольны. Крест был выполнен
точно в срок. Отдельные слова благодарности молодому человеку, который
устанавливал крест (извините, что не указала имени). Мастер прибыл на место
точно в указанное время, четко и быстро установил крест, помог убрать лишнее и
установить табличку. Дай Бог, вам здоровья и спасибо за ваш труд.

Тихонова Лидия Михайловна


Крест, купленный и установленный в июле 2014 года. Слава Богу, крест сохраняет свой первоначальный вид. Низкий поклон и благодарность Андрею, Татьяне Ивановне и всем тем, кто работал над созданием этого креста. Храни Вас Господь!

Крест

Лариса Лебешева

+7 (926) 573-17-48
+7 (916) 416-51-93
kadom-krest@mail.ru


Храм Екатерины Великомученицы

Москва, Б.Ордынка, д.60/2
м.Добрынинская,
м.Третьяковская

Сени намогильные


Заказать звонок



  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ, ДРЕВНЕРУССКИЙ
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ «ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА»
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ №6
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ №16
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ С РИЗОЙ №17


Поклонный крест

Крест, напоминающий о некоем событии, может именоваться памятным, поставленный по обету – обетным, установленный с молитвой о защите от бед – охранным, но в любом случае он остается поклонным: ведь главное его назначение – призвать людей к поклонению Творцу и молитвой привлечь милость Божию.

Ставить кресты в память и назидание людям начали еще святые апостолы: известно, что Андрей Первозванный, проповедуя славянам, поставил крест на холмах, где позднее был построен город Киев. По свидетельству «Повести временных лет», равноапостольная княгиня Ольга разрушала языческие капища и утверждала на их месте святые кресты. Этой традиции следовал ее внук – равноапостольный князь Владимир, и многие другие проповедники христианства.

Изводы поклонных крестов бесконечно разнообразны. Деревянные: совсем простые и резные, украшенные богатой символикой; с распятием и без него. Каменные кресты еще более многообразны. Часто они включают в себя целые скульптурные композиции. Всевозможные монументы давно стали органичной частью архитектурной среды, сегодня же все чаще можно увидеть памятники в виде крестов с изображениями исторических личностей – как правило, прославленных угодников Божиих.

Многие поклонные кресты несут на себе черты национального искусства разных христианских народов. Рассмотрим некоторые интересные образцы – от древности до наших дней.

Людогощинский крест – один из старейших сохранившихся русских крестов, вырезанных из дерева. Сразу уточним, что стоял он не под открытым небом, а в новгородском храме святых Флора и Лавра, для которого был вырезан по в 1359 г. по заказу жителей улицы Людогощи, что и отразилось на имени реликвии. Поэтому назвать его поклонным можно лишь условно – но он интересен как образец уникальной формы большого по размеру креста, к тому же, очень древнего. Сохранилось имя резчика, запечатленное в надписи на этом кресте (в переводе на современный язык): «В лето 1359 …поставлен бысть крест… Господи Иисусе Христе, помилуй всех христиан, ...и рабам Божиим помоги, поставившим крест людгощичам и мне, написавшему Якову, сыну Федосову». Людогощинский крест удивительно декоративен: выполненный в изводе «процвете Древо Крестное», он сплошь украшен резьбой, в растительный орнамент которой вплетены медальоны с изображениями святых. Райские цветы и лики угодников Божиих – образ Церкви Небесной, Торжествующей. Таким образом, крест, являющийся древом Распятия Христова, становится и символом Воскресения . Художественное решение Людогощинского креста было распространено на Руси: подобные формы мы можем увидеть и среди литых изделий – нательных и келейных крестов. А вот среди памятников монументального искусства «наследников» Людогощинского креста немного: быть может, дело в том, что большинство деревянных крестов древности просто не сохранилось до наших дней, воплотить же сложные округлые резные формы в камне при ручной резьбе было непросто.

Мотив процветшего креста (Армянский крест) стал излюбленным Поклонный крест в христианском искусстве Армении, где такой крест, украшенный рельефным узором в виде лозы, стал отличительной чертой национальной ставрографии. Подобные кресты можно увидеть в декоре армянских храмов – в том числе и в недавно возведенном в Москве Кафедральном Соборе Святого Преображения Господня Армянской Апостольской Церкви. Его фасады украшены тонкой и колоритной резьбой. Большой вклад в строительство Собора, в том числе в создание художественной резьбы, внес Артур Кочаров. Команда А. Кочарова владеет уникальными технологиями обработки камня, дерева и металла, имеет собственное производство в подмосковном Подольске.

Интересная историческая форма поклонного креста, нашедшая свое отражение в современной ставрографии – крест, известный многим как кельтский, но присущий и Древней Руси. Известнейший образец – Алексеевский крест, который был установлен в Великом Новгороде в восьмидесятые годы XIV в. по велению архиепископа Новгородского Алексия. Стоял крест в нише стены Софийского собора (ныне хранится внутри его). Вероятно, поводом к его созданию ста

ла победа в Куликовской битве – крест поставили в благодарность Богу и для памяти потомков. В пользу этого предположения свидетельствует тот факт, что сражение на Куликовом поле произошло в день Благовещения – и именно этот праздник изображен в верхней части креста. Высеченный из цельного белокаменного блока, Алексеевский крест имеет закругленные верхние концы, вписанные в круг. В центре креста рельефно изображено Распятие с Предстоящими, вокруг – Рождество Христово, Сошествие во ад, Вознесение. Новгородский Алексеевский крест стал источником вдохновения для создателей многих поклонных крестов нашего времени. Один из последних примеров: весной 2015 г., в память о годовщине возвращения Крыма в состав России, на месте Крещения равноапостольного князя Владимира, в Севастополе, был освящен поклонный крест – и вновь мы видим белый камень и закругленные концы, пусть и не заключенные в круг. В удлиненной нижней части креста – ростовое изображение крымского святителя Луки (Войно-Ясенецкого), в средокрестии – образ Нерукотворного лика Спасителя. Автором идеи этого памятника также является почивший талантливый скульптор Вячеслав Клыков, а над воплощением замысла потрудился уже его сын – А.В. Клыков.

Крест-голубец. Простой восьмиконечный крест, выполненный из дерева, камня или даже металла. Такие крестынередко дополняются двускатной крышей – «голубцом». В этой традиции создан крест-памятник в Новоспасском мужском монастыре Москвы. Первоначально он был установлен на месте гибели великого князя Сергия Александровича Романова в 1905 г., а затем, уничтоженный в годы революции, в 1998 г. обрел новую жизнь в древней обители, близ усыпальницы Романовых. Осьмиконечный крест-голубец на темном ступенчатом постаменте-голгофе украшен золотым распятием на синем фоне. В верхней части композиции – Небесные силы, припадающие ко кресту. Автор эскиза креста – знаменитый художник В.М. Васнецов.