Огромное спасибо и низкий поклон всем сотрудникам Православной мастерской
«Воздвижение»!
Летом заказали крест. Результатом остались очень довольны. Крест был выполнен
точно в срок. Отдельные слова благодарности молодому человеку, который
устанавливал крест (извините, что не указала имени). Мастер прибыл на место
точно в указанное время, четко и быстро установил крест, помог убрать лишнее и
установить табличку. Дай Бог, вам здоровья и спасибо за ваш труд.
Тихонова Лидия Михайловна
Это маленький нательный крест, который по своему виду и содержанию очень похож на небольших размеров древнерусский энколпион двенадцатого столетия.
Подобный иконографический сюжет очень характерен для оформления энколпионов Древней Руси двенадцатого века. Лицевая сторона изделия имеет небольшое углубление, в которое как бы аккуратно вложено рельефное Распятие. Иисус Христос стоит прямо, а голова его слегка склонена в правую сторону. Руки Его простёрты, а под ними можно наблюдать надпись, на которой начертано, что Иисус Христос является Победителем.
Такое изображение Спасителя называют Христом Триумфатором. Подобное оформление и изображение Господа нашего, с одной стороны, изображает жестокую смерть Спасителя на Кресте, с другой стороны, рассказывает всему миру о величайшем событии в истории человечества – торжестве Иисуса Христа, который победил ад и саму смерть. Многие древние кресты не имели изображения самого крестного дерева, но в обязательном порядке было хорошо видно подножие его, которое является символом величия данного лица и преподносит Его, как самого Царя Славы. В одном из Псалмов говорится, что необходимо славить Бога и подножие Его, потому что оно является святыней. Этот же псалом читается на праздничной литургии в честь праздника Воздвижения и имеет непосредственную связь с процессом поклонения.
Подобное изображение с Распятием в иконографическом православии подчёркивает неразрывную связь с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста и очень знакомо всем христианам по церковной службе и множестве икон этого праздника. В иконографии есть такое изображение – глава Адама. И это есть символ искупления греха первых людей на Земле. Этот элемент родился в девятом столетии и впоследствии был обязателен в оформлении данного Креста.
В данном случае Крест расположен выше головы Иисуса Христа, а Голова Адама отсутствует и считается, что Спаситель вобрал в себя и Адамов образ. Исходя из учения христианских священников, Христос – это Новый Адам, который искупил первородный грех и открыл всему человечеству дорогу к Вечной Жизни.
Таким образом, краткое содержание композиции Распятие через проведение церковного обряда передаёт чувства умиления и величия Иисуса Христа, и торжества победы Бога над Сатаной через Честный Животворящий Крест, являющийся его главным оружием в борьбе.
Такой вид иконографии мы часто можем видеть на иконах, посвящённых событию Вознесения и он дублирует образ Оранты. Академик Н.П.Кондаков называет его образом Богоматери «Вознесённой» (Ассунта). Этот вид появился ещё в восьмом – девятом столетиях, но своего особого распространения достиг в одиннадцатом – двенадцатом. Главный смысл подобного жеста Божьей Матери - это состояние молитвы, в которой она пребывает. Божия Матерь Ассунта не такая торжественная, как Оранта, но не менее значимая.
Богоматерь Ассунта исповедует самого Господа, но в то же время она открыта для принятия любой Его воли, потому что считает её святой. Подобный вид иконографии приобрёл самостоятельное значение и превратился в эмблему формулы молитвы, а именно, в таком качестве стал применяться с обратной стороны нагрудного крестика.
На конце каждой балки изображена лилия (в переводе с греческого - крин), которая была очень популярна в Византии и орнаменте Давней Руси. Он считается древним символом жизни и обновления мира, приход в него Иисуса Христа – Спасителя. Если учесть ещё и его троичность, то можно с уверенностью утверждать, что это символ Святой Троицы. А если взять во внимание, что лилия всегда была символом чистоты и женской непорочности, то её считают священным знаком Богоматери.