Огромное спасибо и низкий поклон всем сотрудникам Православной мастерской
«Воздвижение»!

Летом заказали крест.  Результатом остались очень довольны. Крест был выполнен
точно в срок. Отдельные слова благодарности молодому человеку, который
устанавливал крест (извините, что не указала имени). Мастер прибыл на место
точно в указанное время, четко и быстро установил крест, помог убрать лишнее и
установить табличку. Дай Бог, вам здоровья и спасибо за ваш труд.

Тихонова Лидия Михайловна


Крест, купленный и установленный в июле 2014 года. Слава Богу, крест сохраняет свой первоначальный вид. Низкий поклон и благодарность Андрею, Татьяне Ивановне и всем тем, кто работал над созданием этого креста. Храни Вас Господь!

Крест

Лариса Лебешева

+7 (929) 659-51-93
+7 (916) 416-51-93
moskva-original.ru@mail.ru


Храм Екатерины Великомученицы

Москва, Б.Ордынка, д.60/2
м.Добрынинская,
м.Третьяковская

Сени намогильные


Заказать звонок



  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ, ДРЕВНЕРУССКИЙ
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ «ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА»
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ №6
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ №16
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ С РИЗОЙ №17


Крест Вознесение - Сошествие Святого Духа

Это маленькое ювелирное изделие Юрия Федорова, по своему оформлению и содержанию очень похожее на кресты энколпионы, которые были очень распространены в девятом – двенадцатом столетиях в Византийской империи и на территории Древней Руси.

 

ювелирное изделие Юрия Федорова - крест Вознесение - Сошествие Святого Духа

 

Отличительным признаком моделей этого ряда является крест четырёхконечной формы вертикально вытянутый, имеющий широкие балки, которые начинают расширяться от центральной части к его краям. У оглавия подобного типа есть и своя особенность – основание плоской трапецевидной формы и к нему прикрепляется шарнир.

 

Иконографические особенности креста очень сложны и по своему содержанию продолжают традиции в искусстве давней Церкви. Суть его заключается в том, чтобы в этом маленьком памятнике отразить весь смысл великого подвига Иисуса Христа – его Жертвы во имя всего человечества, мученическая смерть, а потом акт Воскресения и Великого вознесения Спасителя к Всевышнему и началом всеобщего исповедания Иисуса Христа как Господа Бога во всей своей славе. Очень чётко это отражено на золотых энколпионах из Плиски (Болгария), на бронзовом кресте из Херсонеса или золотом – из Польши. Все они являются христианскими святынями. 

 

Это изделие способствует с богословской точки зрения наиболее полно осмыслить все события, которые описываются в Евангелии, и принять их через Великую Жертву Христа на Кресте.

 

Содержание этого креста посвящено событию пасхальной Пятидесятницы. Праздник пасхальной Пятидесятницы посвящён восславлению Воскресения как торжественного восхождения воскреснувшего Господа, и тем самым раскрывает весь смысл тайны искупления, Вознесения, приход Утешителя и момент второго Пришествия Иисуса Христа. Все эти пятьдесят дней после окончания празднования Пасхи отмечался как единый День Господа. Поэтому, иконографической особенностью этого праздника происходили в период этих пятидесяти дней - Вознесение и момент Сошествия Святого Духа.

 

В пятом столетии в христианстве начинают праздновать раздельно Вознесение и день Пятидесятницы. В сюжете креста была предпринята попытка объединить эти два события. С лицевой стороны - изображение Вознесения, а с обратной - Сошествие Святого Духа. Это даёт возможность воспринимать крестик как пасхальную жертву, и одновременно олицетворяет славу Господа Бога во всей полноте совершившегося спасения, являющегося результатом жертвы Иисуса Христа.

 

В нашей мастерской можно заказать не только ювелирные изделия церковного мастера Юрия Федорова, но и православные могильные кресты из различных пород древесины. 

 

Крест является символом знамени и Церкви, в его оформлении явно видна цель Пятидесятницы - момент рождения Церкви. Попробуем рассмотреть суть иконографии именно этого креста (Вознесение - Сошествие Святого Духа) и с точки зрения всего того, что было сказано выше.

 

С лицевой стороны изделия, вверху размещена миндалевидной формы мандорла, с возносящимся в Небеса Иисусом Христом. В верхней части и нижней её поддерживают четыре ангела. В верхней части мандорна слегка выходит за краешек ювелирного крестика. А два верхних ангела уже относятся к пространству оглавия, которое символизирует Небесное Царство. У основания самого Креста расположен образ Богоматери - Оранты.

 

С каждой стороны балки, которая расположена горизонтально, видно изображение двенадцати апостолов, которые по шесть человек стоят по обе стороны. В центральной части, выше головы Божией Матери, в самом круге, помещён образ Креста. Такой вид композиционного решения во-первых иллюстрирует одно из евангельских событий, а во-вторых, даёт возможность толковать этот момент по-разному и не противореча при этом.

 

Эти противоречия возникают потому, что порой очень неоднозначно воспринимается сам образ Богоматери. Так, её обособленное месторасположение внизу креста и торжественная стать Оранты отделяют Божию Матерь из группы стоящих апостолов, которые являются только свидетелями этого события, но никак не участниками. Хотя нужно отметить, что в тексте Евангелия мы нигде не найдём упоминания о том, что Божия Матерь присутствовала во время Вознесения Иисуса Христа в Небеса. Однако, везде, где рассказывается об этом событии, изображение её образа присутствует.

 

В христианской иконографии образ Божьей Матери Оранты символизирует собой – Воплощение. Сюжет развивается с нижней части креста вверх, символизируя тем самым Воплощение через событие крестной Жертвы к моменту Воскресения и Вознесения Спасителя, передаёт целиком и полностью значение спасительного подвига Иисуса Христа. А апостолы стоят и выполняют миссию свидетелей всех этих событий.

 

Другое толкование образа Божией Матери символизирует саму Церковь. Именно в подобном контексте образ Божьей Матери преподносится на древних изображениях Вознесения (например, рельеф пятого столетия на двери Храма Святой Сабины в Риме). На этом изображении выше головы Богородицы апостолы Пётр и Павел держат полной своей славе Иисуса Христа. Для того, чтобы донести это до зрителя, художники использовали: изображение креста, заключённого в круг (пример: рельеф, 5 столетие, Риме), след ноги Иисуса Христа (русские иконы семнадцатого столетия).

 

В данной работе присутствие Бога выражено при помощи двух способов: через текст кондака к празднику Вознесения, слова которого написаны у основания и через символ образа креста в круге, расположенного в геометрическом центре.

 

Середина в таких изделиях церковной иконографией всегда воспринимается центром всего мира, местом Бога, а крест и круг - это Иисус Христос в своей славе.

 

Вот таким образом, композиция данного Креста рассказывает нам о евангельском событии через символический образ Божией Матери – Церкви и начерченного крестика в круге, тем самым подчёркивая значимость Церкви на Земле и её главы – Иисуса Христа. В основу создания будущей Церкви Спаситель выбрал двенадцать своих лучших учеников, которые и стали свидетелями Господнего Вознесения и Его обетования.

 

крест Вознесение - Сошествие Святого Духа с обратной стороны

 

С обратной стороны изделия видно изображение композиции иконы "Сошествие Святого Духа", которая была выполнена в лучших традициях византийского церковного искусства. С верхней части балки (здесь видно изображение Уготованного Престола в круге) уходят двенадцать лучей. Этот образ родился в иконографии Пятидесятницы ещё в четвёртом столетии и тем самым является символом Пресвятой Троицы. В настоящее время празднование Пятидесятницы посвящено Святой Троице. А на горизонтальной балке видны изображения двенадцати апостолов, которые сидят полукругом экседры. Голову каждого из них окружает нимб. Над головой каждого апостола – огненные языки – символы присутствия Духа Святого.

 

В центральной части изделия - свободное пространство, в котором изображён процветший крест - проекция Уготованного Престола в пространство земной Церкви. Двенадцати апостолов являются прообразом рождения Церкви Христовой, а её глава - невидимый, но постоянно присутствовавший в её стенах Спаситель.

 

В центре с лицевой и обратной стороны содержание оформления данного креста несёт символический смысл, передающийся словами, в которых Спаситель говорит всем людям о том, что будет с ними "во все дни, до скончания века".

 

Внизу креста в дугообразной арке заключён образ царя Космоса, который держит плат из двенадцати свитков. Такой тип иконографии возник в четырнадцатом столетии и заменил изображение группы апостольского служения, которые находились в ожидании апостольского благовестия. Подобное изображение подчёркивает основную цель деятельности апостолов, которая заключается в том, чтобы спасти все народы мира и продолжить дело Иисуса в Церкви.

 

Образ Царя изображён в аллегорической форме и является символом благой вести апостолов, которые тем самым олицетворяют всё человечество, принимающее Евангелие.

 

Внизу креста начертаны слова из тропаря, посвящённые празднованию Пятидесятницы, в тексте которого повествуется о том, что Бог спасёт весь мир через Церковь, которая будет являться во все времена святой, соборной и апостольской, и которую Он сам же и создал.