Огромное спасибо и низкий поклон всем сотрудникам Православной мастерской
«Воздвижение»!
Летом заказали крест. Результатом остались очень довольны. Крест был выполнен
точно в срок. Отдельные слова благодарности молодому человеку, который
устанавливал крест (извините, что не указала имени). Мастер прибыл на место
точно в указанное время, четко и быстро установил крест, помог убрать лишнее и
установить табличку. Дай Бог, вам здоровья и спасибо за ваш труд.
Тихонова Лидия Михайловна
В десятом столетии змеевик представлял собой круглую подвеску и совмещал в своём изображении канонический христианский извод и композицию формы (фигура или голова человека, от которой исходят змеи). Подобные изделия носили защитный характер. Созданы они были в Византии.
Во все времена Православная Церковь очень негативно относилась к различного рода магическим амулетам, но подобные змеевики независимо от этого в её жизни всё-таки присутствовали. На протяжении столетий их форма и содержание менялись, но функция защиты была сохранена за ними до наших дней. Так, если первоначально змеевики воспринимались среди народа как магические символы, так впоследствии на передний план вышло изображение на них образов святых, которые боролись с демонами и воспевалось торжество победы христианского учения над силами зла.
Существует принципиальная разница в языческом и христианском мировоззрении по вопросу о защите жизни или здоровья человека. Так, в язычестве на помощь призывались злые духи, которые в виде подачки могли сделать что-то для данного человека, но впоследствии он полностью подпадал под власть дьявола. И облегчение могло быть только временным.
Поэтому, на подобных иконках и показано изображение триумфа Спасителя, его великая победа над сатаной. Этим самым иконография вселяет надежду в сердце каждого истинного христианина, что не только Иисус Христос мог сразиться и победить демонов, но это может сделать и каждый человек – через свою веру, покаяние и постоянную борьбу со злом внутри самого себя. А главной защитой всех христиан мира является Крест Господа, как орудия великой Его победы.
С лицевой стороны данного складня можно видеть изображение ворот с перечнем определённой символики: Царские ворота, алтарная преграда, вход в Царствие Небесное и символ самого Спасителя. Также присутствует орнамент, состоящий из вьющейся виноградной лозы, которая как мы знаем, также олицетворяет образ Иисуса Христа. Если складень располагается у человека на груди, то закрытие его створок символизирует нам о том, что дверцы нашей души и сердца являются закрытыми для злого духа и охраняются Нерукотворным Образом, который находится на оглавии.
Это довольно давний вид иконографии, однако окончательно он сформировался в одиннадцатом – двенадцатом столетии. Эта икона представляет знамение спасения для человечества. В Византийской империи такое изображение Божией Матери называют Панагия или Всесвятая.
На протяжении всей истории существования этой иконы она связана с городом Новгородом и является его хранительницей и покровительницей. Она всегда защищала его от многочисленных нашествий и бед иноплеменников и творила многочисленные чудеса (знамения) во славу Православной веры.
В работе по данной иконе была использована иконография чудотворного образа Великого Новгорода. На боковых створках представлены изображения Архангелов, в нижней её части Николай Чудотворец и великомученик Георгий Победоносец. Выбор именно этих святых связан с тем, что как раз к их помощи чаще всего обращаются со своими молитвами и просьбами люди.
С обратной стороны складня мы можем видеть геометрические фигуры, которые были свойственны киотным змеевикам, отличаясь от них только тем, что изображение традиционной змеиной композиции в круге было заменено на образ процветшего Господнего Креста. Таким образом, идея защиты человека, которая присутствовала в оформлении древнего змеевика, получило новый христианский смысл. Так, на новгородском змеевике ещё двенадцатого столетия, вместо змей была гравировка процветшего креста.
Также следует отметить, что изображения креста очень связаны с образом змея. Подобная тенденция очень ярко выступает в работах греческих изделий пятнадцатого – семнадцатого столетий. Так, древнее изображение змея, который был повержен Крестом Спасителя, был преобразован в орнаментальные мотивы змей, которые исходят от его основания как зелёные живые побеги и представляют его как Дерево Жизни. Этим самым, ещё раз подчёркивается победа Иисуса Христа над смертью, адом и дарование надежды всему человечеству вечной жизни.
Изображение Креста полностью меняет символ традиционной формы змеевика. Круг уже не является эмблемой плена «змеиного гнезда», а символизирует вечность и славу Господа Бога. Соединившись с формой квадрата, который несёт в себе символику земли, раскрывается тем самым идея того, что наш мир открыт для Небесного Царства. Связь земли и неба заложена в самой структуре храма, когда основа здания (а она имеет кубическую форму) соединена со сферой купола. Так, изделие киотчатой формы и выражает символику самого храма.