Огромное спасибо и низкий поклон всем сотрудникам Православной мастерской
«Воздвижение»!
Летом заказали крест. Результатом остались очень довольны. Крест был выполнен
точно в срок. Отдельные слова благодарности молодому человеку, который
устанавливал крест (извините, что не указала имени). Мастер прибыл на место
точно в указанное время, четко и быстро установил крест, помог убрать лишнее и
установить табличку. Дай Бог, вам здоровья и спасибо за ваш труд.
Тихонова Лидия Михайловна
Крест подобной формы, имеющий расширяющиеся балки и гравированные образы святых в положении орант или образ Богоматери Оранты, изготавливался в Сирии и Палестине, и был довольно распространён в Византии. Ну а уже потом паломники привозили их в Европу и на территорию России. Выполнение данного креста продолжает развитие тех древних традиций.
Форму крест имеет четырёхконечную. По углам каждой из балок нарисован отросток каплевидной формы. В России подобные изображения называли слёзками. Балка, расположенная вертикально, оканчивается окружностью и имеет большое отверстие. А в этом отверстии видно закреплённое кольцо для подвешивания. Такой вид креста без иконографического изображения был известен среди христиан Востока ещё в пятом столетии.
С лицевой стороны крестика видно изображение рельефного Распятия, которое выполнено в византийских традициях шестого-десятого столетий. Иисус Христос стоит исключительно прямо, над его головой виден крестчатый нимб. Его голова чуть-чуть опущена в сторону левого плеча, оба глаза открыты, руки распростёрты в разные стороны. О том, что на данном сюжете показана крестная казнь, мы можем узнать только по изображению, а сам Он стоит на большом подножии, обе руки у него распростёрты навстречу всем, кто готов пойти на его призыв к Спасению. Изображение объёмного подножия в Византии говорит о символе величия лица, которое там нарисовано.
Данное Распятие имеет ещё одну свою особенность – это одежды, в которые одет Спаситель. Мы все привыкли видеть Его в повязке, которая находится на его чреслах. А на этом Кресте он одет в колобий – это вид длинной безрукавной туники, которая украшена своеобразным орнаментом из геометрических фигур и двумя клавами (вертикальная золотая полоса, которая в античные времена подчёркивала знатное происхождение данной особы).
Профессор Н. В. Покровский подчёркивает, что с шестого по десятое столетие в период полного расцвета искусства в Византии Иисус Христос на каждом Распятии был одет в длинную безрукавную коллобию, а вот уже в более поздние времена и в настоящий момент современные Распятия всего христианского мира предоставляют изображение Христа в полуобнажённом виде.
Если обратиться к истории по поводу этого вопроса, то можно узнать очень много интересного. Так, во время жизни Иисуса Христа существовали два в обязательном порядке соблюдаемых обычая в момент совершения крестной казни. У еврейского народа во время казни мужчин должен быть закрытым спереди, а женщина – и сзади и спереди. В Древнем Риме осуждённые должны быть голыми. Правда, разрешалось наличие узкого куска полотна, которое было обвёрнуто вокруг его бёдер, так как в те времена оно являлось одним из предметов нижней одежды. Поэтому, самые первые, известные нам Распятия того времени, имели именно такой вид. На двери Храма святой Сабины в Риме видно изображение лентия, а вот уже на сирийском Евангелии Раввулы – колобий.
В те времена, когда христианское искусство ещё только развивалось и люди ещё помнили о распятии, как позорной казни людей, стоящих на самой низшей ступеньке социальной лестницы, стал преобладать образ на Кресте Иисуса Христа – триумфатора. Этим самым подчёркивалась мысль о том, что Спаситель победил смерть и даровал милость спасения всему человечеству. Суть крестной казни передавалась условно посредством изображения орудий казни: самого креста, копья и трости. А также большую роль в развитии сюжета играют персонажи, которые окружают эту сцену. Понятно, что вид нагого Иисуса Христа не очень подходил под идею торжества победы добра над всемирным злом. К тому же, давние христиане были очень благочестивыми и их не мог не смущать образ Обнажённого Спасителя.
В 451 году на Соборе в Халкидоне Христианская Церковь официально провозгласила церковный догмат о таинственной гармоничности двух природ в едином образе Бога Слова. Это было связано с тем, что в то время велись ожесточённые дискуссии по поводу двуединства образа Спасителя. Так, в пятом столетии Несторий утверждал, что Иисус Христос был только человеком и являлся обителью Божества, но сам не был Богом. Другой церковник Евтихий ударился в другую крайность, утверждая, что Спасителю была дана только природа Божества, которая полностью вобрала и поглотила в себе его человеческое естество. Решение Халкидонского собора одержало победу над еретиками. И необходимо было закрепить её в искусстве иконографии. Так, необходимо было показать Иисуса Христа, распятого на Кресте и как Божество и как обыкновенного человека, который умер, но потом воскрес. В связи с этим изображение Иисуса Христа на Кресте в обнажённом виде снова стало востребовано.
Изображение фигуры Распятого Иисуса Христа продолжало и после смерти хранить печать величия и выражало скорее Божественное спокойствие, но не саму смерть. В восьмом столетии набедренная узкая повязка была заменена на перезониумум (декоративная драпировка, которая полностью закрывала бёдра Иисуса Христа, а иногда даже опускалась ниже уровня колен.
У художников востока Христос-триумфатор изображался по-разному. Использование детских пропорций фигуры у Иисуса Христа говорит о его человеческой беззащитности и кротости. Смерть на Кресте явилась последней точкой пути Господа на Земле и установила духовные связи с Рождеством Спасителя – началом Его земной жизни. Этот художественный штрих напоминает ещё всем людям о том, что подобное детство должно быть всем нам примером, потому что как говорил сам Христос, что если человек не примет в сердце своё Божье Царство, как дитя, то он и не сможет туда войти.
Церковь в Западной Европе до тринадцатого столетия максимально выставляла напоказ сан величия и царственности Иисуса Христа. Его изображали обязательно одетого в колобий с длинным рукавом. На ногах обязательно присутствовала обувь. Голову венчала царская корона. Рим очень сильно осуждал восточную иконографию умирающего Иисуса. А вот уже после тринадцатого столетия их понимание этого вопроса снова кардинально меняется. Они начинают показывать процесс предельного самоуничижения Иисуса Христа. В последующие столетия заметна тенденция отказа от символических значений и замена их натурализмом и исторической достоверностью.
В странах Западной Европы было очень популярно духовно концентрировать внимание верующих на Христовых страстях. Этим самым они думали, что преследуют морально-нравственное воспитание каждого христианина. Но очень часто наблюдались крайние проявления такого подхода к данному вопросу, что приводило к развитию у человека душевных заболеваний (появления стигматов), что у католиков считалось чуть ли не признаками святости.
По своей иконографии этот крест очень похож на тот, который была принят в древней Византии, а в настоящее время его можно считать антиподом современных прозападных Распятий, которые ничего не говорят о Божественной сути Иисуса Христа. Благодаря простоте изображения она помогает поменять мышление рациональное на символическое, и тем самым способствует соитию с Иисусом Христом - Богом и Человеком.
С обратной стороны креста хорошо видно изображение гравированного ростового образа Богородицы Оранты, который выполнен в стиле сирийско-палестинского энколпиона. Возле фигуры Божией Матери начертаны надписи, в которых говорится о Всесвятой Матери Божией. Эти слова являются утверждением церковных догматов, которые возникли в результате церковных споров по поводу почитания Девы Марии как Божией Матери. Святой Иоанн Дамаскин утверждал, что данное её имя отражает весь таинственный процесс воплощения. Образ Божией Матери с надписями её имён можно часто увидеть на обратной стороне нательного креста и выполняет тем самым важную догматическую задачу.
Богородица в Небесном Царстве по своей значимости стоит выше любого ангела или архангела. Сам Бог дал ей первостепенное право просить у Иисуса Христа – Своего Сына – милости и прощения для всего человечества. Именно поэтому уже на первых христианских иконах Божия Матерь обычно изображается в момент вознесения ею молитвы. Ещё в древних римских катакомбах, в которых прятались первые христиане и проводили свои богослужения, можно увидеть образ Богоматери «Оранта». А одним из самых знаменитых её изображений находится в софийском соборе в Киеве (одиннадцатое столетие). За очень сильное воздействие и помощь этого образа его назвали «Нерушимая Стена». Все православные христиане мира уверены, что до тех пор, пока Божия Матерь молится и простирает свои руки к Небу, никакое зло не сможет одолеть мир и поработить всё человечество.