Огромное спасибо и низкий поклон всем сотрудникам Православной мастерской
«Воздвижение»!
Летом заказали крест. Результатом остались очень довольны. Крест был выполнен
точно в срок. Отдельные слова благодарности молодому человеку, который
устанавливал крест (извините, что не указала имени). Мастер прибыл на место
точно в указанное время, четко и быстро установил крест, помог убрать лишнее и
установить табличку. Дай Бог, вам здоровья и спасибо за ваш труд.
Тихонова Лидия Михайловна
Рождение этого креста обязано столице Австрии Вене, которая имеет богатую, составляющую восемнадцать столетий историю, напрямую связанную с европейской христианской историей. Любой человек должен нести в своей душе Бога. Также есть и города, которые создали христиане и тоже в себе содержат образ Бога (Небесный Иерусалим, описанный апостолом Иоанном в Откровении и земной рай из Книги Бытия).
В иконографии квадрат – это Небесный Иерусалим, а круг – рай. Соединяет их единый центр и четыре направления, которые в случае рая выражаются четырьмя райскими речками. Крест имеет четырёхконечную форму и греческие пропорции.
Он очень похож на крестик, принадлежащий императору Священной Римской империи, который хранится в музее истории искусств в Вене и служил реликварием для двух – Святого Копья и частички Креста Господа. Оглавие подвижное, имеет вид короны Священного Рима, которая была изготовлена ещё в десятом столетии для императора Оттона Первого Великого и тоже находится в том же музее.
Наблюдаются и небольшие различия русского креста с императорским. Первое отличие: на императорском кресте изображены драгоценные камни, а на нашем – зёрна. Второе отличие: символы евангелистов на императорском изображены с обратной стороны, на русском – с лицевой.
В центральной части креста видно изображение Иисуса Христа как Бога Вседержителя. Он находится в круге, символизируя тем самым вечность, который располагается в квадрате – символе Земли. Подобные сочетания геометрических фигур повествуют о процессе Воплощения Господа, а изображения символических образов Евангелистов в конце каждой балки креста являют собой образ модели обновлённого мира Иисуса Христа, который озарил свет Евангельского учения.
Подобный космический символ креста распространён на все части света и на любой христианский город в отдельности. Как было уже сказано выше, тип иконографической композиции, использованный в создании этого креста, часто можно увидеть на изделиях из Византии и Древней Руси. Также его использовали для создания миниатюрной рукописи, окладов Евангелия, в росписи и мозаике оформления соборов.
В книге Откровений Иоанна Богослова описываются четыре фантастические крылатые существа, которые очень похожи на льва, тельца, человека и орла, окружающие престол Вседержителя. В Библии эти животные олицетворяют Славу и Волю Бога, которые исходят в четыре стороны света. В христианстве они ассоциируются с количеством существующих Евангелий. И каждый символ соответствует одному из евангелистов. На кресте вид человека относят к образу Матфея, льва – Марку, тельца – к Луке, орла – Иоанну. Старообрядцы относили орла к Марку, а льва – к Иоанну. В давние времена допускали и другое распределение символов по отношению к каждому из евангелистов.
С лицевой стороны православный ювелирный крестик имеет изображение города – образа мира, который был подобен Небесному Иерусалиму и земному раю. В центральной части композиции ангелы поднимают две главные реликвии Священного Рима – Святое Копьё и частичку Креста с отверстием для гвоздя. Венское копьё долгое время считали тем самым копьём Лонгина, которое было орудием страстей Христа. В отверстии в середине наконечника копья есть место для кованого гвоздя от Господнего Креста. Об этом говорит золотая накладка четырнадцатого столетия, на которой видна надпись, говорящая о том, что это копьё и гвоздь Иисуса Христа. Но современные учёные доказали, что время изготовления копья относится к седьмому столетию, а вот сам гвоздь — периода жизни Иисуса Христа. Однако это не уменьшает догматического значения данной реликвии и уже много столетий – это объект для поклонений миллионов христиан. Даже не являясь оригиналом того Копья, которое пронзило грудь Спасителя, этот предмет наполнен духом самого оригинала.
Европейская история показывает нам насколько опасно игнорирование духовной сути символов. Падение веры и политическая амбициозность Наполеона привело к тому, что Священная Римская империя – символ единства всего христианского мира – в 1806 году распалась. В 1914 году европейские властители начали Первую мировую войну. Вторая мировая война началась из-за попытки Гитлера воссоздать империю при помощи военного господства германской нации и даже пытался использовать христианские духовные символы в магических целях. Но этот замысел потерпел крах. В настоящее время Европейский Союз ради экономических выгод стал всё больше отходить от ценностей христианства и признавать право людей на грех.
С правой стороны от христианских святынь видно изображение Николая Чудотворца. Православный кафедральный собор Вены носит его имя, тем самым как бы олицетворяя молитвенное предстояние перед Господом Богом двух христианских Церквей – Католической и Православной. Внизу креста видны образы братьев Космы и Дамиана, которые при жизни считались целителями и бессребрениками. Их мощи хранит сокровищница Собора святого Стефана. Они были образованными и искусными врачами, которые получили от Бога дар при помощи молитв лечить как душевный, так и телесный недуг человека.
А ещё их чтят за то, что они являются покровителями христианской семьи, ведь семью называют «малой церковью», и именно от её душевного здоровья зависит духовное здравие и крепость Церкви Христа, да и всего человечества в целом. В настоящее время, когда общество всё более поражает дух неверия и одержимость грехом, это становится актуальным. Вверху креста святой апостол Андрей Первозванный. В помещении собора находится часть креста, который принадлежал когда-то апостолу Андрею. Он первый узнал и принял в свою душу Иисуса Христа.