Почему христиане устанавливают на могилах усопших кресты
Известно, что и в дохристианском мире все народы с особым попечением относились к телам умерших, соблюдая особые обряды при их погребении. Христианский обряд предписывает предание тела усопшего земле и установку на месте погребения креста. Это имеет глубокий смысл.
По учению Церкви, смерть есть разлучение души от тела, после чего душа переходит в иной, духовный мир, а тело предается земле и там разлагается на составляющие его элементы, по слову Священного Писания «и возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его».( Еккл. XII.7) Поэтому христиане хоронят тела усопших в могилах.
При Втором Пришествии в мир Спасителя произойдет всеобщее воскресение тел усопших и их воссоединение с душами, а также изменение тел живущих в то время людей, после чего все люди предстанут на Суд Божий.
По замыслу Творца, человек был сотворен бессмертным как душей, так и телом. Причем тело человека было материальным и одновременно духовным. Это реальность, выходящая за пределы нашего опыта и разумения. После грехопадения наших прародителей Адама и Евы, их тела изменили свои существенные признаки: они стали
- тленными, т.е. подверженными постепенному разрушению;
- страстными, т.е. стали страдать от болезней, боли, голода, жажды, усталости и т. д.;
- смертными.
Эти изменения св. отцы называют дебелостью человеческой природы, а также первородным грехом, который до сей поры все люди наследуют при рождении.
Новые воскресшие тела людей избавятся от греховной дебелости и вновь обретут свойства, которыми обладало тело человека до грехопадения. Это будет возможно благодаря Господу нашему Иисусу Христу, Который Своей крестной смертью искупил мир от власти греха и смерти и Своим Воскресением сделал возможным всеобщее воскресение мертвых.
О свойствах новых материально-духовных тел людей после их воскресения мы отчасти можем судить по свойствам тела воскресшего Христа: Он мог проходить через закрытые двери, неожиданно для всех появляться и исчезать. Апостол Павел так пишет о будущем духовном состоянии тела: «Так и при воскресении мертвых сеется в тлении, восстает в нетлении…сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело духовное…Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие».(1 Кор. 15,42,44,53).
Каждое тело умершего человека, разлагаясь, тем не менее, сохранит в материальном мире все необходимые для своего воссоздания вещества. При воскресении тела не будет иметь значения, какого рода смерть постигла человека: утонул ли он, сгорел, был ли съеден зверями и т. д. Душа с момента смерти и до момента будущего воскресения знает, где находится каждая клеточка её тела. Поэтому наша забота о месте погребения, как месте будущего воскресения этого человека, и молитва на могиле об упокоении его души приносит отраду усопшему.
Христиане устанавливают на могильном холме победное знамение нашего спасения – образ Животворящего Креста Господня, который символизирует нашу веру в Спасителя мира, предстоящее воскресение усопших и вечную жизнь.