Огромное спасибо и низкий поклон всем сотрудникам Православной мастерской
«Воздвижение»!

Летом заказали крест.  Результатом остались очень довольны. Крест был выполнен
точно в срок. Отдельные слова благодарности молодому человеку, который
устанавливал крест (извините, что не указала имени). Мастер прибыл на место
точно в указанное время, четко и быстро установил крест, помог убрать лишнее и
установить табличку. Дай Бог, вам здоровья и спасибо за ваш труд.

Тихонова Лидия Михайловна


Крест, купленный и установленный в июле 2014 года. Слава Богу, крест сохраняет свой первоначальный вид. Низкий поклон и благодарность Андрею, Татьяне Ивановне и всем тем, кто работал над созданием этого креста. Храни Вас Господь!

Крест

Лариса Лебешева

+7 (929) 659-51-93
+7 (916) 416-51-93
kadom-krest@mail.ru


Храм Екатерины Великомученицы

Москва, Б.Ордынка, д.60/2
м.Добрынинская,
м.Третьяковская

Сени намогильные


Заказать звонок



  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ, ДРЕВНЕРУССКИЙ
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ «ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА»
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ №6
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ №16
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ С РИЗОЙ №17


Про Юрия Федорова - человека и церковного художника

 

У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА В ЖИЗНИ СВОЙ КРЕСТ

 

Про Юрия Федорова - человека и церковного художника

 

2 октября с.г. по приглашению руководства православной мастерской «Воздвижение» мне привелось посетить Х-ю юбилейную международную выставку ювелирных и часовых брендов «JUNVEX», одну из наиболее представительных и авторитетных ювелирных выставок России. Фирма «Воздвижение» является уполномоченным дилером «Мастерской Юрия Федорова» и она же во время выставки поспособствовала нашей встрече с ее главой, весьма известным церковным художником и ювелиром.

 

Юрий Федоров и Владимир Никитич

Работы Ю.Федорова постоянно экспонируются на выставках в России и за рубежом. Они неоднократно отмечались почетными дипломами.

Художник-ювелир занимается церковным искусством с 1979 года, Вот что поведал мастер о себе и своей мастерской.

 

   «Семья у меня была совершенно  советская. Я был в детстве крещен, но иконы были спрятаны далеко в буфете. Хотя атеистом я никогда не был. Вообще по образования я физик, но, сколько себя помню, всегда интересовался искусством, рисовал, что-то делал, занимался ювелирными изделиями. Потом заинтересовался древнерусской мелкой пластикой. Увидев впервые резные иконы, кресты, я почувствовал ту духовную силу, которая от этих вещей исходила.»

 

   Вскоре Юрий Анатольевич попытался скопировать увиденные образцы древнерусского ювелирного искусства. Но первые опыты были не особенно удачны, выходило вроде бы похоже, только благодати от этих изделий не исходило. Но со временем дело потихоньку сдвинулось с мертвой точки. В 1979 году работы Федорова показали митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Антонию.

 

   «Митрополит Антоний был коллекционером церковного искусства, в Новгороде у него даже был свой музей. И последующие 7 лет, до своей кончины, он покупал для своей коллекции все работы, которые я делал. Фактически я работал на него. При этом он давал общие канонические ограничения, но никак меня творчески не сковывал.»

 

   Информацию пришлось собирать буквально по крупицам, в ходе работы приобщаясь и к Церкви, и к Церковному искусству. Начал художник с панагий, а с 1996 года стал разрабатывать коллекции православных индивидуальных святынь - нательных крестов, образков, складней. В 1998 году Федоровым была создана своя художественная мастерская. Большое место в ее работе занимали и занимают именно кресты.

 

   «Крест находится на груди у каждого христианина. Это главный символ Христианства. Он символ распятия, но и символ грядущего воскресения. В советские времена их делалось мало. И когда я появился на самой первой православной выставке в Москве, люди спрашивали, а что это за кресты? Как оказалось, народ в основном знал 1 вид - на одной стороне которого было распятие, а с другой стороны надпись «Спаси и сохрани».  Я же старался возродить те формы, которые существовали в России до 17 века.»

 

   Вообще же форм и видов существует довольно много, и большинство из них в новой России были возрождены именно благодаря Юрию Федорову и его сотрудникам.

 

Кресты Юрия Федорова

Художник много занимался исследованиями в области ставрографии, науки о крестах, итогом чего явилась вышедшая в 2000 году по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II книга «Образ креста», посвященная истории и символике этих изделий.

 

   «Я старался и стараюсь вернуть те формы, которые существовали в Православной Церкви от ее зарождения, от Византии и Древней Руси до 17 века. Потом, в эпоху барокко началось очень сильное влияние западных форми массового их производства. А сегодня нужно обращаться к периодам духовного подъема нашей Церкви, потому что именно в это время и появлялись новые формы в церковном искусстве.»

 

   Сегодня изготовлением разве что только ленивый не занимается, и это, к сожалению, наложило свой отпечаток на всю эту отрасль. Пошел поток низкопробных поделок.

 

   «Все начали креститься, потребовалось много изделий. Мало кто при этом в этой сфере разбирается. Началась профанация. Некоторые используют компьютерные технологии, зачастую соединяя части разных в угоду вкусам потребителя. Про каноны почти никто не задумывается. А вообще-то еще святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что любой крест на теле есть образ Креста Господнего. И вне Креста нет познания Христа. Позже Сергей Нилус так  написал про юродивого, которого спросили: «Скажи, а как славить Господа?» И тот ответил: «Крестообразно».

 

   Подделывают, к сожалению,  и работы самого Юрия Федорова

 

   «Первое время я к этому болезненно относился, даже физически больно становилось. На Афоне, острове Корфу, Святой Земле там исключительно мои пиратские копии лежат в церковных лавках. Да, мои изделия трудозатратны, почему и дороги, не каждый может себе позволить их купить. К тому же мы не можем выпускать очень много изделий. Почему их и подделывают. Иногда, правда, честно говорят, что это копии работ Юрия Федорова. И тут уже мне  обижаться смешно.»

Ювелирные кресты Юрия Федорова

 

   Важно ещё, чтобы крест прошел через человеческие руки, а не явился продуктом машинерии.

 

   «Крест должен быть сделан вручную. Ибо Господь присутствует в мире через человека. И мастер должен работать с любовью, работать с молитвой. Должен стремиться вступить в контакт с Богом. Бог работает, а человек потеет. И наша задача попотеть. Ведь и Литургию совершает не священник, а Христос через священника.

В древности труд церковного художника был священнодействием, и работа художника-ювелира такое же средство выражения, как молитва, с помощью которой мы и соединяемся с Богом.»

 

   Изготовление нового креста штука трудоемкая и долгая. Мастер старается следовать чисто средневековой традиции, когда церковный художник постился, молился, воздерживался от интимных отношений с женщинами, и обязательно брал благословение у священника.

 

   «Для светского искусства нужно много страстей, метаний и переживаний. А у нас все не так. Пока ты не приведешь душу в порядок, не очистишься, - невозможно приступить к работе. Мир воздействует, пытается нас поймать. В древности в монастырях, постоянно пребывая в посте и молитве, можно было более продуктивно работать. Если нет контакта с Богом, то ничего и не получится. А Бога можно услышать лишь в тишине, в шелесте листьев, в состоянии смирения и покоя, среди суеты и страстей это невозможно.»

 

   Жизнь не стоит на месте, в последнее время, кроме изготовления крестов и складней, Юрий Анатольевич начал возрождать линейку сакральных христианских украшений. Кстати, делать ювелирные изделия Юрия Федорова -  отнюдь не то же самое, что отливать чугунные сковородки.

 

   «В разработке всегда несколько изделий. Какой-то новый крест может у меня вынашиваться в сознании в течение нескольких лет. Потом я понимаю, что всё - невозможно уже откладывать. Как-то раз монахи Валаамского монастыря попросили меня сделать для них Валаамский крест. Владыка Панкратий благословил меня на это. Но лишь через три года я понял, каким он должен быть, бросил всё,  и приступил к работе. Нельзя что-то ускорить и работать по строгому графику. Всё должно вызреть, тогда вещь получается настоящая.»

 

   Мастер уверен в том, что как у каждого человека в жизни свой крест, так и ежедневно носимый нательный крест также индивидуален, и к выбору его нужно подходить со вниманием.

 

   «К выбору креста нужно относиться тщательно. Но когда меня спрашивают, а как выбирать, я отвечаю - выбирайте сердцем. Женщины, кстати, лучше с этим справляются, чем мужчины. У мужчин обычно голова включается, и она зачастую мешает сделать правильный выбор. Вообще восприятие церковного искусства это такое же творчество, как и его создание. Если создатель идет от первообраза к образу, то воспринимающий, напротив, идет от образа к первообразу. И если человек легко постигает этот первообраз, значит крест этот его. Ведь  церковное  искусство выполняет роль Предтечи и его задача - свидетельствовать о Свете, и с приходом этого Света умереть. Ибо когда Бог будет присутствовать во всем - ни кресты, ни иконы не будут нужны.» 

 

Пока же и иконы нужны, и кресты необходимы. И воистину, Крест сопутствует нам всегда, от момента рождения до смерти. Он сопровождает нас на каждом шагу. Вышел на улицу, и видишь их на главах собора. Идешь навестить дорогих усопших на кладбище -  и там они. Накладываешь на себя во время молитвы не что-то, а крестное знамение. И т.д. Недаром же Патриарх Кирилл в одной из своих недавних проповедей сказал: «Господь избирает Крест - символ уничижения, слабости и поражения, соблазн для одних и безумие для других, чтобы с Креста явить миру Спасение.» И так отрадно, что есть люди, которые способны помочь правильно разобраться в таких непростых материях. Такие, как церковный художник  и мастер-ювелир Юрий Федоров. 

 

ЕВГЕНИЙ ДАНИЛОВ, православный журналист, член Союза журналистов России

 

2-3 октября 2014 года, Москва