Огромное спасибо и низкий поклон всем сотрудникам Православной мастерской
«Воздвижение»!
Летом заказали крест. Результатом остались очень довольны. Крест был выполнен
точно в срок. Отдельные слова благодарности молодому человеку, который
устанавливал крест (извините, что не указала имени). Мастер прибыл на место
точно в указанное время, четко и быстро установил крест, помог убрать лишнее и
установить табличку. Дай Бог, вам здоровья и спасибо за ваш труд.
Тихонова Лидия Михайловна
Воскресение. Святой Никита, побивающий беса - это маленький ювелирный крестик, имеющий в своём изображении прямоугольные балки (обязательно четырёхконечная форма) и очень близок он был к греческим иконографическим традициям. Такой крест был сильно распространён в России в четырнадцатом – шестнадцатом столетиях. Особенно популярным являлся в Тверской губернии. Для этой же местности очень свойственен был сюжет о святом Никите, который долгое время находился в сырой темнице и несмотря на это, сумел одолеть всё-таки искушавшего его дьявола. Знаменательно, что изображение данного эпизода всегда занимало главное место в композиции и находилось в нижней его части под самим Распятием.
Имя Никита означает Победитель и этим самым уже как бы символизирует великую победу всего христианского мира над дьявольскими кознями сатаны против человечества.
Очень давно римский император Ираклий назвал этот крест «Аникит», что в переводе значит «непобедимый» и именно с этим именем его упоминают во время всех церковных служб. На самом кресте видна надпись, в которой звучит призыв к победе, обращённый к Иисусу Христу.
Благодаря характеру данной композиции прослеживается связь между святым великомучеником Никитой и самим Иисусом Христом. А победа Никиты над дьяволом – есть аллегория Христовой Победы над бесом, адом, самой смертью и надеждой на Вечную жизнь.
Мастера, которые работали над данной иконой специально великомученика Никиту изображали очень сильно похожим на самого Иисуса Христа.
Иконографический стиль лицевой части креста по своей сути копирован из русского города Псков. Эти иконы носили название «Сошествие во ад». В центре композиции расположено изображение Иисуса Христа, который стоит на поверженных им воротах ада. Весь Его облик - в форме миндалевидной мандорлы - окутан ореолом славы. Очень знаменательно Его порывистое движение, которым он как бы распахивает ворота Рая. Именно в этот момент вспоминаются Его слова, в которых говорит о том, что всякий, кто пойдёт за Ним и останется с Ним, обязательно спасён будет. В стенах Храма подобный символ таит в себе Царские ворота, которые каждый раз открываются во время Пасхальной литургии и остаются открытые во время всей Светлой Седьмицы.
По разные стороны от Иисуса Христа мы видим изображения Адама и Евы, находящихся в коленопреклонённом состоянии перед Спасителем. А Он держит их за руки, выводя из плена ада. Над головой Адама и Евы изображён нимб, что очень сильно отличает её от других икон Воскресение. Однако такой штрих характерен как раз для псковской иконы.
Нимб – это символ святости и он свидетельствует о том, что искупление первородного греха совершилось. В дальней части иконы «Воскресение» изображён Крест Голгофы. Иисус Христос принёс Свою Жертву на Кресте, принял мучительную смерть ради спасения всего человечества. Нижняя часть Креста Господнего располагается в адских глубинах и побеждает дьявола, который изображён у основания в образе человека с бородой.
Сюжет триумфальной победы был свойственен русским иконам «Воскресение», а вид победы Креста Спасителя над адом и сатаной встречался на давних иконах Византии «Распятие». Этот факт подчёркивает непременную связь между такими событиями, как Распятие Иисуса Христа и его Воскресение, а также их вневременной характер.
Во главе креста начертана надпись, которая характеризует его как несокрушимое орудие против сатаны и всемирного зла.
Необходимо отметить такую особенность двух похожих между собой икон: "Сошествие в ад" и "Воскресение. Святой Никита, побивающий беса". Если на первой иконе рассказывается о том, как Иисус Христос спасает весь человеческий мир от страшной власти над ними дьявола и смерти, то победу великомученика Никиты над бесом мы понимаем, как триумф отдельно взятого человека. Но такая победа не могла бы быть возможной без Христовой победы. Ведь сам cатана не имеет чёткой власти над людьми. Он при помощи хитрости и своего лукавства искушал и продолжает искушать человека. Даже то, что Никита находился в темнице, не спасло его от козней дьявола. Он явился к узнику в облике ангела, очень сильно хвалил его и стал уговаривать принести молитву другому Богу. Но Никита не поверил cатане и не сдался на его увещевания.