Огромное спасибо и низкий поклон всем сотрудникам Православной мастерской
«Воздвижение»!

Летом заказали крест.  Результатом остались очень довольны. Крест был выполнен
точно в срок. Отдельные слова благодарности молодому человеку, который
устанавливал крест (извините, что не указала имени). Мастер прибыл на место
точно в указанное время, четко и быстро установил крест, помог убрать лишнее и
установить табличку. Дай Бог, вам здоровья и спасибо за ваш труд.

Тихонова Лидия Михайловна


Крест, купленный и установленный в июле 2014 года. Слава Богу, крест сохраняет свой первоначальный вид. Низкий поклон и благодарность Андрею, Татьяне Ивановне и всем тем, кто работал над созданием этого креста. Храни Вас Господь!

Крест

Лариса Лебешева

+7 (929) 659-51-93
+7 (916) 416-51-93
kadom-krest@mail.ru


Храм Екатерины Великомученицы

Москва, Б.Ордынка, д.60/2
м.Добрынинская,
м.Третьяковская

Сени намогильные


Заказать звонок



  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ, ДРЕВНЕРУССКИЙ
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ «ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА»
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ №6
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ №16
  • КРЕСТ НАМОГИЛЬНЫЙ С РИЗОЙ №17


Крестик-эколпион - Спас Нерукотворный. Свет и Жизнь

Слово эколпион переводится как «носимый на груди» и представляется в виде креста из двух створок, а в его середину можно вложить святые мощи или какую-нибудь другую святыню православного христианства. Именно поэтому энколпионы всегда отличаются глубиной сакрального содержания и обязательно высоким уровнем техники исполнения. 

 

Крестик-эколпион - Спас Нерукотворный. Свет и Жизнь

 

Данный крест создавался не только как вид ювелирного изделия, которое всем своим видом повторяет образ древнего византийского энколпиона, очень сильно распространённого почти на всей территории Древней Руси десятого – тринадцатого столетий, но и должен своим видом, содержанием, формой, иконографией, цветом и символикой числа отразить богословские идеи того времени. 

 

Крест именно такой формы был распространён в иконографии христианского православия: он состоит из четырёх утолщённых к концу балок, которые как четыре, постепенно расширяющихся потока света, исходят из общего центра. Именно такое изображение символа веры характеризует светоносность креста, которое было воспето древними песнопениями и отражено в содержании поучений отцов Церкви, а также изображает образ Иисуса Христа как символ источника света, несущего в этот мир саму Жизнь. 

 

Крестик-эколпион - Спас Нерукотворный. Свет и Жизнь

 

Каждый конец балки завершает маленький отросточек в виде капельки, который нужно понимать как:

 

• часть Христовой крови, которую он пролил на кресте за всё человечество; 

• растительный элемент (раскрывающаяся почка дерева или распускающийся бутон цветка) - начало новой жизни; 

• символ животворящей силы Креста. 

 

В середине, соответствуя определённой конфигурации, в округлом медальончике находится изображение Нерукотворного образа Спасителя, который своими муками, принятыми на кресте и смертью, стал победителем ада и самой смерти. Вверху и внизу медальона хорошо видна надпись, в которой говорится, что Иисус Христос является победителем и была установлена ещё самим императором Константином. 

 

Образ Иисуса Христа представлен в лучших православных традициях: Христос – Предвечный Иерей, круглый медальон обозначает небо, всю Вселенную и представляет собой окружность нимба Спасителя, который говорит о жертве Иисуса на кресте. Подобные медальоны содержат свои корни ещё в апокрифах об Образе Нерукотворном и в обязательном порядке присутствуют на большинстве древних икон Иисуса Христа. 

 

На иконах также всегда присутствует таинство чисел:

 

• 3 – образ Троицы; 

• 7 – семь таинств; 

• 12 – символ образов двенадцати апостолов. 

 

В данном случае приведённую выше символику развивает и дополняет изображение на плоскости креста с четырьмя расширяющимися балками, а в центре каждой из них мы можем видеть изображение креста в медальоне круглой формы и с точкой в центральной его части, которая и обозначает Иисуса Христа. А также мы здесь видим четыре орнаментальных элемента, расположенных по диагонали и которые символизируют четыре евангелиста и четыре Евангелия, от которых исходит сияние в четыре стороны света. На свободном пространстве креста расположены двенадцать точек, которые символизируют образы двенадцати апостолов, проводников Божьего Света. 

 

Оглавие энколпиона представляет из себя популярную в церковной иконографии форму бочки, изображение которой представляет бочку, как сосуд, который содержит молодое вино, полученное с виноградной лозы. Такой образ очень часто можно встретить в искусстве раннего христианства. А также служители Церкви сравнивают этот бочонок с чашей и утверждают, что его можно считать символом Святого Причастия и самой Церкви Христа. Эта параллель проводится потому, что сам Спаситель отметил огромное значение виноградной лозы, сравнивая как бы себя с ней, а своих учеников с рождением новой жизни. 

 

 

На обратной стороне энколпиона видно расположение в виде креста пяти круглых медальонов, внутри которых на греческом языке начертаны слова «свет» и «жизнь», которые символизируют не вещественный свет и биологическую жизнь человека, а их духовную сущность. А когда эти слова начертаны в крестообразной формуле, то они автоматически приближаются к значению символики самого креста. Соединения подобных понятий в один знак только усиливают его значение и действие. Именно поэтому, формула в виде символа веры распространилась по всей Византии и христианскому Востоку. Её изображение присутствовало на верхней одежде иерея, на энколпионах, на нательных крестах и амулетах, изготовленных из папируса. На обратной стороне кроме медальона с начертанной на греческом языке формулой, присутствует символический элемент, который дублирует лицевую часть и растительный орнамент, представляющий крест Древом Жизни. 

 

Не случаен и выбор драгоценного материала для создания данного вида креста. Византия и Древняя Русь считали золото как бы символом Божьего света, солнца, царственного достоинства и является отображением самого образа Иисуса Христа. Цвета эмалей тоже содержат определённый символический смысл: 

 

• красный – это цвет жертвенной крови самого Спасителя, очищающего небесного огня, животворящего тепла, символа Вечной Жизни и Воскресения; 

• зелёный – цвет Вечной Жизни, которая была дарована всему человечеству Иисусом Христом, символом Древа Жизни и самого Христа, как дарителя этой жизни; 

• синий – цвет неба, правды, цвет невозможности постигнуть Божественную сущность; 

• белый – цвет чистой, невинной и святой души, цвет самого Рая, восставшего из мёртвых и преображённого Христа. 

 

С внутренней стороны одной створки, которая является крышкой энколпиона, видно изображение орнаментального символа веры. А изнутри второй створки, которая является нишей для размещения святых мощей, на церковно-славянском языке начертана Иисусова молитва.